Москва.1991 г.
Еще не так давно в Москве было множество продуктовых рынков, и люди, слыша это словосочетание, представляли себе торговые ряды, под открытым небом между которыми ходит множество жителей города в поисках нужного им товара. К сожалению, продукция часто была сомнительного качества, да и условия ее хранения оставляли желать лучшего.
Надо сказать, что часто рядом с продуктовыми рынками открывались различные кафе, забегаловки, которые не могли обеспечить хорошее качество питания. Однако они были популярны из-за моды на рестораны быстрого питания.
Закусочная у рынка. 2000 г.
Но город развивался, менялся, становилась и более цивилизованной и торговля с общественным питанием. Так что же пришло на смену старым рынкам и что изменилось?
Изначально идея создания единого пространства для торговли продуктами и посещения ресторанов на одной площадке зародилась в странах Азии, где были организованы рынки под открытым небом. На них можно было как купить свежие продукты, так и попробовать представленные товары в ресторанах, которые также находились на территории рынка.
В дальнейшим все торговые ряды и рестораны объединили под одной крышей, перенеся всю деятельность в здания, что позволило усилить контроль за санитарными условиями и за продаваемой продукцией. Кроме того, это способствовало развитию сфер торговли и услуг.
Переориентирование горожан с быстрого употребления дешевой еды неподалеку от места жительства или работы, совершения покупок на рынках и развалах в целях экономии времени и денег в пользу более дорогого, а главное здорового питания, также способствовало распространению продуктово — коммерческих зон. Они поделились на 2 формата.
Первый тип зон назвали мегарынками. Они направлены больше на торговлю свежими продуктами. Посетив рынок, покупатель может выбрать среди множества продавцов того, который удовлетворит его потребности. Кроме того, посетитель может попробовать товар в одном из ресторанчиков, находящихся на территории рынка, хотя, как правило, разнообразие ресторанов и кафе здесь не такое большое.
Второй же тип продуктово-коммерческих зон более направлен на развлекательную и ресторанную деятельность. В таких зонах, которые часто называют ресторанными двориками и по-иностранному фудкортами, преобладают заведения общепита, собранные вместе на большой территории. Однако, стоит отметить, что и там находится место торговым точкам, однако их существенно меньше, чем на мегарынках.
Но объединяет эти места то, что город следит за качеством представленной продукции, и продавцы обязаны соответствовать всем предъявляемым требованиям, а покупатель может не беспокоиться о качестве приобретённой продукции. Еще одним отличием служит развитая система безопасности, которая следит за порядком на территориях таких зон.
В России запрос на такой формат покупок и развлечений сформировался в 2016 году. Москва стала первым городом, в котором открылась продуктово-коммерческая зона подобного формата. Им стал Даниловский рынок.
Этот опыт был настолько успешный, что мега рынки и такие зоны питания стали открываться по всей Москве. Появились такие модные заведения, как «Вокруг света», расположенное всего в 400 метрах от Красной площади, «Гастроферма», открывшаяся в пустующем заводском здании недалеко от метро Бауманская, и конечно же, всем известное «Депо» и его филиал «Депо. Три вокзала», основанное на месте, где ранее располагался троллейбусное парк. Такие постройки открывались, не только в центре города, но и в районах, отдаленных от центра. Например, в Жулебино был открыт мега рынок «Привоз», который стал пользоваться большой популярностью у местных жителей.
Отдельно стоит упомянуть недавно открывшийся мегарынок рыбной продукции «Москва – на волне». Он получил признание людей из-за того, что на нем представлено 500 видов рыб из 3-х океанов и 17-ти морей. Покупатель может приобрести любой вид рыбных товаров – от свежей рыбы и полуфабрикатов, до консервов. Продукция, представленная на рынке – это продукция отечественных компаний. Еще одним преимуществом этого места – являются рестораны, в которых можно отведать различные блюда, приготовленные из ассортимента товара, представленного на рынке.
Именно здесь и решили провести финал ежегодного профессионального конкурса «Московские Мастера», чтобы узнать, кто же лучший продавец в Москве.
Конкурс пройдет в 4 этапа. Сначала у продавцов проверят знания теории, потом умение прорекламировать товар, затем знание этикета делового общения, а в заключении – качество выкладки товаров. Удачи – Московские мастера!
А репортаж с конкурса мы выложим во вторник. До встречи!