Подземка расширяет географию: за последнее десятилетие построено порядка 200 километров новых линий, метро охватило новые районы, а значит, пассажиропоток только растет. На страже безопасности и комфорта москвичей внимательные и ответственные дежурные по станциям: они всегда придут на помощь в самой непредсказуемой ситуации. Представители этой профессии следят за безопасностью, соблюдением графика движения, исправностью оборудования, выполняют команды диспетчера, контролируют качество уборки. А если, например, вещь вдруг упала с платформы на рельсы, дежурный в беде не бросит — у него есть специальные клещи.
На вопрос, кто преуспел в своем деле и достоин почётного звания Московского мастера, ежегодно отвечает финал городского конкурса профессионального мастерства.
Итоговые испытания среди дежурных прошли в ночь с 23 на 24 июня на станции метро «Выставочная», чтобы не мешать привычному движению поездов. Но сперва, для гостей состоялась небольшая экскурсия по музею метро.
— Первым гимн метрополитена исполнил Лещенко — делится Владислав Еланский, председатель Дорпрофжел, в ходе показа экспозиции, — композиция хорошо звучит и в исполнении хора метрополитена. Музыку написала Александра Пахмутова, а слова — Николай Добронравов.
Музей обнаруживает немало уникальных экспонатов: билет первого пассажира, турникет с деревянными тумбами, спасённый барельеф. И это только при беглом осмотре. Отдельное помещение на «Выставочной» занимает объёмная техническая библиотека.
С приветственным словом от имени городского оргкомитета конкурса к финалистам обратилась Елена Паршина, заместитель председателя Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы:
— Московский метрополитен — это прежде всего вы — люди, которые здесь работают. Позвольте искренне поблагодарить вас за самоотдачу и умение быстро реагировать в самых нестандартных ситуациях. На ваших плечах лежит огромная ответственность и вы с честью её несёте.
Участникам финала предстояло справиться с практическим заданием в тоннеле метро — дежурный по станции отвечает не только за «парадную» часть станции, которую видят пассажиры. Но если проверка устройства контроля прохода в тоннель задача рутинная, то перевод стрелки вручную дежурные выполняют только в случае форс-мажоров.
Победительница Мария Копычева попала в метрополитен волей судьбы — пришла работать по совету подруги:
— В метрополитене с 2001 года, на должности дежурной по станции — с 2004. Когда устроилась на работу, даже не думала, что меня так затянет. Уже 21-й год здесь тружусь. Работа непростая, но интересная: мы помогаем пассажирам, но при этом участвуем в организации движения поездов, чтобы метрополитен работал у нас чётко и слаженно.
Стереотип о мужских и женских профессиях в метро постепенно уходит в прошлое. Трое из десяти финалистов — мужчины. При этом, не так давно женщинам стала доступна профессия машиниста электропоезда. Составы под управлением девушек уже курсируют по Филёвской линии московского метро.
Лучшими по профессии «Дежурный по станции метрополитена» стали:
1 место — Мария Копычева, Служба движения ГУП «Московский метрополитен»;
2 место — Татьяна Ухина, Служба движения ГУП «Московский метрополитен»;
3 место — Евгения Хромова, Служба движения ГУП «Московский метрополитен».